Трансфер-агентский договор — долгий путь преобразоваий
Анна Баранова
Автор
Дата публикации: 21 сентября 2015
Уже прочитали: 448
Добрый день, дорогие читатели!
Лето закончилось, на дворе «бабье лето» радует прекрасной погодой, а в СМИ мало радужные новости об ухудшающейся экономической ситуации в стране и обо всех вытекающих из этого последствиях в социальной политике. Сокращение расходов на индексацию пенсий, увеличение пенсионного возраста и возможная перспектива «заморозки» пенсионных накоплений ещё на год.
В общем, «трухануть» должно всех субъектов пенсионного рынка. От обычных граждан до крупнейших НПФ страны. Но пока не об этом! Как только наши «правители» определяться в своём выборе, что делать и кто виноват, я с Вами обязательно поделюсь своими мыслями. А сегодня хочу Вас просветить в вопросе транс-агентских правил, принятых в сфере НПО. Для чего они существуют и что из себя представляют.
Трансфер-агентское соглашение НПФ
С момента законодательного вступления в силу накопительного элемента пенсии, т. е. с 2002 года, существует установленный порядок подачи заявления о переходе человека из ПФР в НПФ или из НПФ в другой НПФ. Подача заявления осуществлялась человеком в тот фонд, в который он решил перевести свои пенсионные накопления. А этот НПФ уже на основе трансфер-агентского соглашения, которое подписано между ним и ПФР, проводит процедуру проверки документов, передаёт их в ПФР и на основе этих заявлений получает к себе в управление накопления своего нового клиента.
Трансфер-агентское соглашение даёт право НПФ и его агентам самостоятельно принимать заявления граждан о переводе пенсионных накоплений, удостоверять их личность, подлинность подписей и передавать их в ПФР.
В 2013 году из-за участившихся случаев незаконного перевода НПФ граждан из одного НПФ в другой сами фонды приняли решение работать с агентскими сетями с копиями документов клиента. Что это значит? Если раньше при оформлении с Вами договора ОПС, с документов переписывались данные в сам договор или они вносились в рабочую программу фонда для проверки и работы колл центра, то с 2013 года, агенты НПФ делают копии документов клиента и прикладывают их к полному комплекту договора ОПС, при передаче в фонд.
Так что не удивляйтесь, если при получении Вами такого документа у Вас попросят сделать ксерокопию документов. Это новые правила, направленные на улучшение работы НПФ со своими клиентами.
Так же в 2013 году произошли более существенные изменения к требованиям в работе с клиентами. 30 января этого года был подписан Путиным закон об акционировании НПФ, согласно которому заявление о переходе из ПФР в НПФ гражданин должен подать непосредственно в сам ПФР либо заверять нотариально. Более того при переходе из одного НПФ в другой, заявление так же подаётся через ПФР, либо в тот фонд, который собирается покинуть клиент. Эти изменения вступили в силу с 2015 года.
Но НПФ прекратили работу по привлечению новых клиентов через агентские сети практически с момента подписания закона, с 2014 года. Так как в 2013-2014 гг. формирование пенсионных накоплений было «заморожено», а эти средства шли на другие нужды страны, НПФ работали эти годы практически на свой «страх и риск». Привлекались новые клиента, оформлялись договора ОПС, выплачивались агентские вознаграждения, без трансфера в ПФР.
Проще говоря, заявления, принятые от клиентов через агентские сети, принимались в фонды и хранились там, в ожидании наступления момента, когда отчисляемые на НЧП средства, вновь буду направляться на накопительные счета людей и распределяться между НПФ и ГУК. При этом фонды на практике не получали средства людей, не инвестировали их и соответственно не зарабатывали ни себе ни клиентам доход. Работали на перспективу.
И поэтому, когда закон был принят, работа по привлечению новых клиентов, и так не доходная, была приостановлена. А его принятие практически полностью блокировала для фондов возможность расширения клиентской базы, так как более 90% клиентов привлекалось через агентские сети и оформлялось через трансфер-агентские соглашения с ПФР.
Со временем НПФ смогли адаптироваться к новым условиям работы с клиентами. Использовали возможность представления интересов клиента в ПФР через нотариальное заверение. Для этого в комплекте документов, потенциальный клиент подписывал расписку, после чего оформлялась доверенность на представление заявления от его лица в ПФР через выбранный им фонд. Это позволило продолжить работу по привлечению клиентов, через агентские сети.
На данном этапе большинство фондов, продолжающих функционировать на рынке пенсионного страхования, работают с ЭЦП (электронно-цифровыми подписями). При оформлении договора ОПС, человеку на его личный номер телефона приходит код подтверждения от Ростелекома, он его сообщает агенту, тот вводит его в программу и если все данные верны, начинается оформление человека в данный фонд и подготовка к передаче в ПФР его заявления, на основе ЭЦП.
Как видите, преобразования происходят непрерывно на всех этапах работы НПФ. Меняется законодательная база, условия и соответственно инструменты работы. НПФ адаптируются к новым требованиям, для улучшения условий работы со своими клиентами и упрощения процедур оформления документов для людей.
Я уверена, Вы не раз сталкивались с бюрократическими проволочками в социальных органах и можете представить, что будет происходить, если весь поток желающих осуществить перевод своих пенсионных накоплений, будет вынужден обращаться в местные ПФР. Многочасовые очереди не поспособствуют желанию людей заниматься своей НЧП и тем более её документальным оформлением.
Ради справедливости, хочу отметить, что и сам ПФР был не в восторге от такой инициативы, количество специалистов, занимающихся в ПФР данной деятельности не большое, а объём работы возрос в сотни раз. Но НПФ и их структуры нашли возможности работы напрямую с клиентами и реализовали их. Поэтому, если сделали свой выбор и определились с НПФ, можете смело обращаться в сам фонд либо к его представителям.
А на этом на сегодня все! Следите за новостями! До новых встреч!
P.S. «Успех зависит от скорости адаптации к новым обстоятельствам!»
Комментариев к статье: 0