Что произошло в 2002 году и почему это важно?
Анна Баранова
Автор
Дата публикации: 5 августа 2015
Уже прочитали: 831
Здравствуйте, дорогие читатели!
Сегодня очередная статья, посвященная пенсионной системе РФ и связанным с ней преобразованиям. Мы уже с Вами многое узнали и рассмотрели в пенсионной системе страны, и не только нашей. Сегодня я хочу с Вами поделиться своим мнением и видением пенсионной реформы России 2002 года.
Пенсионная реформа России 2002 года
Это глобальная тема для нашего рассмотрения, так как она является основополагающей и считается начальной точкой преобразования всей пенсионной системы России, которая ей досталась в наследство от Совестского Союза. До 2002 года в стране действовала система, которая была принята в СССР, не считая небольших изменений, положенных после его распада в начале 90х. Базировалась она на распределительных принципах («Pay-As-You-Go» или PAYG — «плати пока идешь»). Что означает «нынешнее работающее поколение» обеспечивает пенсией «нынешнее поколение пенсионеров» по средствам отчисляемых налогов в пенсионную систему страны.
Многие на момент принятия решения и первоначальных действий по реформирования сложившейся системы уже понимали её глобальную необходимость. Устоявшиеся нормы пенсионного обеспечения уже на тот период не могли обеспечивать достойного уровня пенсионного замещения и с каждым годам ситуация усугублялась.
В первую очередь это связанно с назревшим демографическим кризисом в стране. Чистая распределительная система может функционировать и обеспечивать достойную пенсию только в том случае, если на каждого пенсионера приходится как минимум 4-5 работающих людей. У нас это соотношение приближается к двум на одного. Это катастрофическая цифра, которая была просчитана еще в конце 90х годов. В результате чего было принято решение о необходимости изменений в ПО страны.
Альтернативными вариантами также были увеличение пенсионного возраста или сокращение социальных пособий или увеличению налогов. Эти варианты привели бы к ухудшению уровня жизни и экономическому спаду в стране.
Поэтому было принято решение провести более масштабные преобразования. В результате, в 2002 году в стране начала функционировать новая пенсионная система. Вот ее особенности:
1.Основными изменениями стало то, что система из распределительной перешла в распределительно-накопительную, т.е. в пенсионном обеспечении появился накопительный элемент.
2.В ПФР начали вести персонифицированный учёт поступающих налоговых отчислений на человека, т.е. сумма отчисляемых средств теперь не обезличено поступала в фонд, после чего из общего бюджета происходили выплаты пенсионерам, а начал функционировать строгий учет средств на каждого человека именно из отчислений на данного человека.
Теперь размер пенсии стал максимально привязан к уровню «белого» заработка человека и стажу его работы.
3.Создание программ добровольного пенсионного обеспечения, что является важной частью реформы. Впервые у человека появилась возможность самостоятельно влиять на уровень будущей пенсии. Это важный компонент, особенно для людей, у которых низкий или очень высокий уровень заработка.
У первых понятно, по какой причине — человек мало зарабатывает, от этой суммы происходят отчисления, они соответственно так же невелики. Но при желании и, допустим, дополнительных возможностях он самостоятельно может отчислять определенную сумму по добровольным программам.
У тех, кто много зарабатывает, такие же проблемы, суммы отчислений минимальны. Это происходит по причине регрессивной налоговой системы. Чем больше Вы зарабатываете, тем меньше платите налогов ;). Но в таком случае у Вас, несомненно, есть средства, а теперь и возможность самостоятельно влиять на уровень своей будущей пенсии.
Мы рассмотрели основные компоненты пенсионной реформы 2002 года.
Суть её состоит в том, чтобы:
- увеличить уровень замещения пенсией зарплаты, т е обеспечить человека достойной пенсией и уровнем жизни после прекращения трудовой жизни или потери трудоспособности;
- снять с государства хоть и небольшую, но всё же часть ответственность за будущее своих граждан и переложить её на самих граждан, предоставив множество инструментов и программ для работы со своими отчислениями;
- увеличить личную заинтересованность граждан в своей пенсии на самых первых этапах трудовой деятельности и способствовать увеличению финансовой грамотности и активности людей;
- стимулировать «обеление» заработков населения, теперь граждане, понимая, что их пенсия зависит от уровня их дохода, будут лично заинтересованы в легальном заработке;
- создание накопительного элемента, который является инвестиционным инструментом пенсионного обеспечения, что способствует его увеличению, по средствам размещения на фондовых рынках и принесения дополнительного дохода человеку. Так же это «длинные деньги», которые необходимы для развития в целом экономики страны;
- создание УК и НПФ, которые получают на управление большие капиталы и становятся заинтересованными в принесения своим клиентам хороших инвестиционных доходов, для увеличения собственной прибыли;
- создание благоприятных условий для развития фондового рынка в стране, так как огромные капиталы с длительным потенциалом будут инвестироваться на данных площадках, и стимулировать тем самым их развитие.
Я Вам перечислила все основные элементы проводимой пенсионной реформы 2002 года и ожидаемые от нее социально-экономические эффекты. Как Вы видите, спектр действия данных преобразований очень велик, он захватывает практически все экономические области социальной жизни страны. Поэтому переоценить важность и значимость данных изменений в нормах работы пенсионного обеспечения страны невозможно.
Также немаловажно, что бы Вы, мои читатели, понимали всю эту значимость не только в рамках страны и её жизни, а в первую очередь определили эту значимость для себя и своей будущей жизни. Вы обязаны, как собственники своей накопительной чатами пенсии, четко понимать все сложившуюся систему ПО, её преобразования, знать инструменты, которыми можете пользоваться, для увеличения пенсионных отчислений и не только все это знать, но и применять в практике! Иначе, выйдя на пенсию, Вам больше некого будет винить в её весьма скромных размерах, кроме самого себя и своего бездействия.
Сейчас на короткой дистанции сложно говорить об эффективности применяемых нововведений, так как все предполагаемые участники, находятся в положении стагнации. ПФР не заинтересован в накопительной элементе. Об этом я писала в статье «Инвестирование НЧП. Часть 1». НПФ и УК зачастую инвестируют средства с получением минимальной доходности (этому причиной в том числе и нестабильная ситуация в стране и на рынке).
Также выявлены случаи нецелевого использования, но в последнее время проводятся кардинальные изменения, направленные на искоренения таких инцидентов. Сами люди мало что знают о своих накоплениях и не заинтересованы в работе с данным инструментом, все еще полагаясь на выбор государства и того, что кто-то примет за них более правильное решение, нежели они сами.
В долгосрочной перспективе ПО представляется как основополагающая система социальной структуры страны и многих её экономических институтов.
Уверена, лет через 10 многие недоработки в этой области будут исправлены, граждане начнут более серьезно подходить к этому вопросу и уровень пенсионного замещения тем самым сможет обеспечивать достойный уровень жизни при прекращении трудовой деятельности.
Со всеми законами и нормативными актами, принятыми в 2002 году, касаемо изменений в ПС, Вы можете ознакомиться более подробно: 173 ФЗ — о трудовых пенсиях; 166 ФЗ — о государственном пенсионном обеспечении в РФ; 167 ФЗ — об обязательном пенсионном страховании в РФ; 111 ФЗ — об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в РФ.
Ну, вот и все дорогие мои читатели! Уверенна теперь осознавая всю значимость проводимых реформ, Вы не останетесь безучастными и позаботитесь о себе сами.
А пока, до новых встреч! До свидания!
Ваш пенсионный консультант…
Комментариев к статье: 0