Смена НПФ раз в пять лет

Анна Баранова

Автор

Смена НПФ раз в пять лет

Чтобы не потерять доходность от перехода в НПФ или в другой страховщик (ГУК ВЭБ и др. УК) необходимо делать это не чаще одного раза в пять лет. Почему читайте в статье ?

Смена пенсионного фонда

За каждым собственником накопительной пенсии закреплено законное право самостоятельно выбирать, где хранить свою будущую негосударственную пенсию. То есть каждый гражданин РФ имеет возможность лично выбирать профильные институты, созданные для этого – НПФ, УК (в том числе государственную управляющую компанию Внешэкономбанк). Выбор НПФ/УК позволяет контролировать доходность своих пенсионных накоплений, их сохранность и своевременность выплат в дальнейшем. 

Некоторые манипуляции самих страховщиков на рынке клиентов привели к большому количеству переходов из одних НПФ в другие. Ежегодно эти переходы были настолько активны, что «частные» пенсионные фонды несли большие материальные потери на привлечение этих клиентов из других фондов. Однако, не могли гарантировать того, что клиенты будут оставаться у них на длительный период. То есть деньги на клиента потрачены (на его «привод» в НПФ), но то, что он останется в данном НПФ и в последующие годы никто не мог гарантировать. Сами фонды, чтобы компенсировать волатильность пенсионных накоплений, вынуждены были вести все более агрессивную политику «привлечения». А это в свою очередь приводило ко все более нарастающему переходу клиентов между страховщиками. Все страховщики были вынуждены включаться в активную «борьбу» за своих клиентов, чтобы гарантировать «приток» клиентов в ответ на «отток», который им гарантировали конкуренты по рынку. При этом, фонды были вынуждены систематически тратить деньги на кампанию по привлечению клиентов, которая шла активно каждый год. И это помимо основных затрат на инвестиционную деятельность. Которую несмотря на приток или отток клиентов необходимо вести и при этом еще стараться принести своим клиентам высокую доходность.

Инвестиционная деятельность НПФ также сопряжена с высокими расходами на спецдепозитарии (где непосредственно и «хранятся» пенсионные накопления клиентов НПФ), оплату услуг УК. Регулярный отток клиентов из фондов и их переход в другие фонды приводил к необходимости быстро выводить деньги и перенаправлять их к другому страховщику (которого выбрал клиент). Вывод средств из рыночных инструментов, особенно долгосрочных (облигации госзайма — пятилетки и т.д.) невозможен в короткие сроки без убытков, поэтому фонды были вынуждены перенаправлять средства за счет собственных средств, чтобы не нести убытки.  

Эта постоянная «напряженная» борьба за клиента перешла в зону высокой активности, где зачастую встречались незаконные или полу законные способы переводов клиентов из одного фонда в другой (а также УК). Чтобы прекратить и сделать более подконтрольный процесс перехода клиентов, законодатели были вынуждены, по инициативе регламентирующих институтов, внести некоторые ограничения как для самих страховщиков, так и для клиентов (застрахованных лиц) фондов и управляющих компаний (НПФ/УК). 

Что теряется при переходе из одного НПФ в другой?

С 2017 года клиенты НПФ законодательно получили следующие ограничения:

Клиенты НПФ могут менять страховщика пенсионных накоплений без потери доходности не чаще одного раза в пять лет.

НПФ не могут больше привлекать клиентов напрямую через подписание заявления с клиентом. Клиент может поменять НПФ/УК только лично подав заявление в СФР (ранее ПФР), через уполномоченное лицо или портал Госуслуги – сформировав заявление.

Выбор НПФ и других страховщиков чаще одного раза в пять лет ведет к потери доходности за неполные пять лет нахождения в фонде.

Доходность от инвестиционной деятельности НПФ или УК фиксируется на счетах клиентов по истечению каждой «пятилетки». 

Эти ограничительные меры позволили стабилизировать клиентский рынок НПФ:

  • Фонды перестали нести убытки от частой смены страховщиков клиентами. 
  • Клиенты стали более защищены от незаконных схем переводов в другие НПФ.
  • НПФ смогли сократить затраты на ежегодные кампанию по привлечению клиентов, так как отток их клиентов сократился и не требует больше активной борьбы за привлечение новых накоплений.
  • Клиенты стали более обдуманно подписывать договора с НПФ и заявления о сменах страховщика, понимая, что существует риск финансовой потери.
  • НПФ и УК могут вести более «глубокую» инвестиционную политику, рассчитанную на долгосрочную инвестиционную стратегию, так как не обязаны больше ежегодно фиксировать доходность на счетах своих клиентов.

Контроль потока клиентов пенсионных фондов и управляющих компаний позволил стабилизировать рынок накопительной пенсии и перенаправить усилия НПФ и УК с постоянной погони за клиентами на улучшение их инвестиционной деятельности. Что положительно и для самих фондов и для их клиентов. Чем больше фонд заработает для клиентов, тем больше будет и его доход.

Ваш пенсионный консультант…

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Содержание статьи:

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментариев к статье: 0

Так же по этой теме…

НПФ

НПФ ВТБ поглотит НПФ Открытие в 2024 году

НПФ

Как оспорить незаконный перевод пенсионных накоплений?

НПФ

Как сменить НПФ в конце года

НПФ

Доходность НПФ ниже государственной индексации пенсий

НПФ > ОПС

Не потеряй свою пенсию в 2024 году

НПФ

НПФ Эволюция
посмотреть все