Клиенты НПФ все чаще переходят в СФР. Результаты переходной кампании 2022
Анна Баранова
Автор
Дата публикации: 2 июня 2023
Уже прочитали: 234
По данным Центробанка по итогам переходной кампании 2022 года произошел отток клиентов из НПФ обратно в СФР (ранее ПФР). Почему россияне все чаще «уходят» из НПФ? И как это влияет на рынок пенсионных накоплений?
В 2022 году россияне массово переводили пенсионные накопления из НПФ в СФР
ЦБ предоставил отчет, в котором в том числе подвел итоги переходной кампании клиентов 2022 года.
Переходная кампания — это общий анализ движения клиентов на рынке пенсионного страхования: переход клиентов из НПФ в НПФ, из НПФ в СФР и наоборот.
По итогу 2022 года регулятор зафиксировал отток клиентов из НПФ обратно в СФР. Смена страховщика на «первоначального» оператора это громкий показатель для частных пенсионных фондов. Почему клиентов среди них становится все меньше и почему россияне все чаще выбирают Социальный фонд РФ (ранее он назывался ПФР) страховщиком своих пенсионных накоплений из системы ОПС? Последние 1,5 года СФР показывал доходность ГУК и УК, через которые он инвестирует средства пенсионных накоплений (без заявления и по заявлению собственников), большую чем НПФ смогли гарантировать своим клиентам (в среднем по рынку).
Кроме того, россиянам свойственно больше доверять всему с приставкой «государственный». Особенно в непростые времена. Считая, что так будет более безопасно для их будущей негосударственной пенсии. И третий аргумент, судя по отчету ЦБ, все чаще встречающиеся проблемы взаимодействия клиентов НПФ с самими фондами. До сих пор сохраняются «незаконные переводы», жалобы на отказы в оформлении пенсионных выплат НПФами и т.д. Негативный фон в информационном поле в целом влияет на принятие решения клиентами — вернуться в СФР.
Клиенты НПФ возвращаются в СФР
По данным ЦБ жалоб на назначение накопительной пенсии и Единоразовой выплаты выросли в первом квартале 2023 года. Фондам необходимо наладить клиентоориентированность в текущих реалиях — длительном и массово оттоке клиентов. Но пока единственное, на что смогли повлиять и регулятор и сами НПФ — незаконные переводы клиентов, как между фондами, так и из СФР в НПФ. Это выражается в общем годовом показатели жалоб.
В целом по итогам переходной кампании 2022 года на рынке негосударственных пенсионных фондов:
— 82,1 тыс. человек — ушедших в СФР из НПФ.
+ 9,2 тыс .человек — перешедших из СФР в НПФ.
Итого: — 72,9 тыс. человек.
В первом квартале 2023 года показатели не лучше:
— 131,2 тыс. человек.
Общее количество клиентов НПФ сокращается не только по причине ухода россиян в СФР. Но и по причине «исключения из числа застрахованных лиц» по причине смерти.
Всего в НПФ на конец I квартала 2023 года общее число клиентов по ОПС:
36,4 миллиона человек.
Россияне продолжают возвращать пенсию из НПФ в СФР в 2023 году
Сложившаяся ситуация с оттоком застрахованных лиц из негосударственных пенсионных фондов и их возвращение в Социальный фонд России негативно влияет на рынок НПФ в целом. Но по мнению экспертов регулятора у фондов есть потенциал роста. Только если он будет происходит не в ширь, а в глубь рынка. То есть не за счет увеличения клиентской базы, а за счет поглощения друг друга. Или объединения. Трудно сказать, что точно подразумевалось в отчете ЦБ. И какой именно он «предлагает» фондам план стратегического развития. Но все по тому же мнению, фонды таким образом смогут достичь сразу двух целей:
- расширить клиентскую базу
- нарастить эффективность путем сокращения издержек за счет «эффекта масштаба» — чем больше клиентов, тем «дешевле» вести инвестиционную и операционную деятельность.
Логично. Осталось фондам определиться кто кого «поглотит» или «объединит». Хотелось бы чтобы рынок пенсионного страхования, как и впрочем все остальные финансовые, производственные, экономические и все прочие стратегические рынки, росли не за счет поглощения, объединения и покупок, то есть сужения, а за счет «прихода» новых клиентов в эти рынки. Например, чтобы ежегодно все большее количество людей начинали свою трудовую деятельность и могли формировать НОВЫЕ пенсионные накопления (обязательные) и наполнять ими рынок и НПФ и СФР. Чтобы финансовые знания, мотивация и доходы позволяли все большему числу россиян вступать в систему НПО. И т.д. и т.п.
Показатели оттока клиентов из НПФ сохраняются уже третий год. Фондам есть над чем задуматься и есть что менять, чтобы клиенты перестали возвращать свои накопления в СФР.
А пока ждем и подводим итоги первого квартала 2023 года.
Комментариев к статье: 0