Этапы пенсионных реформ в современной России
Анна Баранова
Автор
Дата публикации: 20 ноября 2015
Уже прочитали: 2570
Доброе время суток, мои дорогие читатели!
Сегодня на блоге очередная новая рубрика, посвящена она будет истории развития Пенсионной Системы как в нашей стране, так и в общемировой практике.
Пенсионная история
У всего, что нас окружает, что составляет основу нашей жизни, все что касается её экономических, социальных и политических аспектов, абсолютно у всего есть своя история, свои предпосылки появления и развития. И пенсионное обеспечение здесь не исключение.
Это один из важнейших элементов социальной жизни в любой стране, и лично для меня это самый важный показатель того, насколько та или иная страна преуспевает в своём развитии, что заложено в основу этого развития, какие принципы первоочередные для политической элиты в стране, какие они преследуют цели и к каким результатам это приводит.
Согласитесь, если не проводить углубленного анализа экономических и финансовых показателей в социальном секторе экономики любой страны и при этом попытаться определить сложившейся в ней уровень жизни населения, то возможно это только если посмотреть на то, как живут в данной стране среднестатистические пенсионеры. Достойный ли уровень замещения заработной платы пенсией, «свободные» ли финансовые возможности пенсионеров или они весьма ограниченны, существует ли большое разделение пенсионного обеспечения тех или иных профессиональных категорий и т д.
Я хочу, что бы Вы, мои читатели, понимали, система пенсионного обеспечения — это действительно один из важнейших аспектов жизни в каждой стране, именно он показывает в действительности реальное состояние экономики и социальной политики.
Абсолютное заблуждение, говорить о том, то в стране все хорошо, темпы развития на достойном уровне, реальный сектор экономики развивается, образование и медицина на достойном уровне в то время, как пенсионеры в стране находятся в весьма плачевном положении. Ведь рано или поздно всех без исключения ждёт звание «почетного пенсионера» и, если при этом человек уходит туда с хорошей, высокооплачиваемой должности и становится практически нищим, который не может позволить себе, и страна не обеспечивает его достойным уровнем полагающегося медицинского обслуживания, то не нужно громко заявлять о том, что в стране все хорошо. Это не правда!
Регрессивная налоговая шкала, отсутствие финансовой грамотности, малая заинтересованность государства в просвещении людей и доведения до их сведения юридических и финансовых аспектов пенсионной системы, тем самым забирающих их возможность самостоятельно принимать решение и участвовать в формировании своей достойной жизни на пенсии.
Плохое качество медицинского обслуживания, ограниченное количество информации о страховых правилах в области ОМС, снижают вероятность дожития до пенсионного возраста и продолжительность жизни на пенсии.
Большая смертность среди населения и малая рождаемость, которые автоматически сокращают возможность обеспечивать достойный уровень пенсии путём солидарного пенсионного элемента и создают необходимость дотаций из бюджета страны, которые в свою очередь «выедают» в нем дыры и препятствуют развитию других сфер экономики. В такой стране не может быть хорошего развития, это явные показатели стагнации, а в худшем сценарии упадка.
Если же в стране все из вышеприведенного развивается в противоположном направлении, люди, выходя на пенсию, не теряют своего привычного уровня дохода или теряют не более 15-20%, если уровень медицинского обслуживания предоставляется на пенсии в полном объёме и абсолютно бесплатно, если средняя продолжительность жизни на пенсии в 1,5-2 раза больше по сравнению с другими странами, одним словом, если в такой стране пенсионеры «живут», а не «выживают», то можно с твёрдой уверенностью говорить, что данная страна прошла длинный путь политического, экономического и социального развития, выбрала правильные ориентиры в нем и смогла обеспечить своих граждан достойным уровнем жизни, как в трудовом возрасте, так и на пенсии.
Самый уязвимый, а порой и тяжёлый период для жизни большинства людей, это именно пенсионный возраст. В расцвете сил, когда мы полны энергии и жизни, мы в состоянии обеспечить себя и свою семью достойным уровнем финансового обеспечения, не зависимо от сложившихся условий внутри страны и за её пределами.
Но стоит человеку переступить временную грань трудоспособного возраста или потерять свою трудоспособность, как тут же многие оказываются на грани финансовой пропасти и это прямое свидетельство того, что государство находится на низших ступенях развития. Не может и не должно быть большого разрыва на этих двух жизненных этапах людей!
А для этого необходимы структурные преобразования в стране в целом и в частности каждый гражданин должен взять на себя обязанность за своё будущее и развивать в себе финансовую грамотность. В чем я Вам и хочу помочь, мои читатели.
Для чего нужно знать историю развития? В пенсионном обеспечении, как и во всех направлениях, есть удачные и неудачные опыты развития, создано множество систем, которые в одних условиях призваны развивать и обеспечивать хорошее функционирование общества, а в других приводят к печальным последствиям.
Знать пенсионную историю развития и не только нужно именно для того, что бы иметь представление обо всех существующих пенсионных системах, попытаться просчитать актуальность и последствия от их внедрения при том или ином экономическом и демографическом положении страны и суметь выстроить достойную социальную структуру, обеспечивающую граждан высоким уровнем жизни.
Не стоит изобретать колесо, достаточно изучить его и историю его создания, оценить возможность применения в своих условиях, просчитать «+»/«-» и главное – риски, и уже после этого внедрять. Так нужно поступать со всем, что уже создано до нас! Нет смысла пытаться создать что-то заново, но всегда есть смысл модернизировать и адаптировать старое под существующие условия и запросы.
Именно поэтому, я убеждена, что данная рубрика необходима на блоге, да и многим студентам она пригодиться 🙂 😉 . Поэтому буду стараться регулярно пополнять её новыми материалами. И сегодня, мы с Вами начнём раздел с краткого описания основных этапов развития пенсионной системы в современной России.
Этапы пенсионных реформ в России 1990-2015
Год за годом: пенсионные реформы в России
Все пенсионные преобразования, проходившие в нашей стране можно разделить на несколько ключевых этапов. Здесь мы обозначили ключевые реформы, разделив их по годам.
1990
Создание Пенсионного фонда России.
1992-1994
В 1992 году вышел указ президента Российской федерации № 1077«О негосударственных пенсионных фондах». Указ дал старт созданию и работе НПФ. А в 1995 году в Гражданском кодексе введен в правовой оборот понятие «фонд», как некоммерческой организации.
1995
Правительством была одобрена «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской федерации».
В ПФР теперь ведется учет сведений о пенсионных правах каждого гражданина страны. Пенсионный фонд России фиксирует личные данные для установления пенсии. На индивидуальном страховом счете гражданина содержится информация обо всех страховых взносах, т.е. копится его будущая пенсия. Персональный номер лицевого счета (СНИЛС) указывается на карточке обязательного пенсионного страхования (ОПС). Ежегодно ПФР рассылает извещения («письма счастья»), благодаря которым каждый может следить за состоянием личного пенсионного счета. Проект действует в 5 регионах страны.
1998 – 2001
1998 год стал особенно важным для негосударственных пенсионных фондов. Вступил в силу федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». Данный закон определил деятельность по негосударственному обеспечению у НПФ и их права. Он также закрепил новые понятия в пенсионной системе РФ, обязательства фонда перед его вкладчиками и участниками.
В 1998 году персонифицированный учет стал использоваться в тестовом режиме для назначения пенсий, а в 2000 им были охвачены все работающие жители страны в 22 субъектах РФ.
В 1998 году также была представлена программа новой пенсионной реформы в РФ, законопроекты которой были одобрены в конце 2001 года президентом.
2002
Реализация новой пенсионной реформы, которая позволяет перейти Российской Федерации от уравнительных принципов солидарной пенсии к распределительно-накопительным. Подробнее о положениях реформы читайте на странице «Пенсионная реформа 2002 года».
2004
В 2004 году негосударственные пенсионные фонды получили право заключать договора ОПС. Граждане РФ получили возможность формировать и увеличивать накопительную часть пенсии за счет НПФ. Для всех фондов были повышены требования к размерам имущества для обеспечения уставной деятельности. С 1 января 2005 г. сумма ИОУД должна быть не меньше 30 млн. руб., а с 1 июля 2009 г. – не менее 50 млн. руб.
2005
Пенсионный фонд России начал выплачивать дополнительные средства инвалидам и ветеранам ВОВ и их вдовам. Также ПФР начал вести федеральный регистр граждан, которые имеют право государственную социальную помощь.
2007
Старт реализации программы по выплатам материнского (семейного) капитала. Владельцы данных сертификатов получили возможность переводить часть капитала или всю его сумму на формирование пенсионных накоплений.
2008
С 2008 года накопительная часть пенсии увеличивается до 6%, а страховая до 8% от зарплаты. С октября запущена программа по государственному софинансированию накопительной части пенсии.
2010 – 2012
В 2010 году Единый социальный налог (ЕСН) заменен на страховые взносы. Максимальный размер годовой заработной платы, влияющий на размер пенсии, на 2010 год составляет 415 тыс. руб. На 2011 данная сумма увеличилась до 463 тыс. руб., а в 2012 она равняется 512 тыс. руб.
В 2010 была проведена крупнейшая переоценка расчетного пенсионного капитала с учетом трудового стажа в советское время (валоризация). Это повысило пенсию действующим пенсионерам где-то на 46%.
Пенсия стала делиться лишь на 2 части – накопительную и страховую. Базовый размер вошел в страховую часть.
С 2010 года утвержден минимальный размер пенсии, превышающий прожиточный минимум пенсионера.
2013-2015
В 2013-2015 годах пенсионная реформа России делает новый виток – пенсионная система претерпевает серьезные изменения.
Разработана новая пенсионная формула для расчета страховой пенсии, вводится новый порядок формирования пенсионных прав: учитывается стаж, размер страховых отчислений и возраст выхода на пенсию.
В 2014-2015 годах россияне могут выбрать тариф на накопительный компонент пенсии: 0% или 6%. А пока граждане делают свой выбор, пенсионные накопления не формируются – в 2014-2015 году все страховые отчисления идут на формирования страховой части пенсии.
Вводится система гарантирования пенсионных накоплений. Негосударственные пенсионные фонды проходят процедуру акционирования.
Подробнее об изменениях в пенсионной системе Вы можете ознакомиться в предыдущих статьях: О пенсионной реформе 2015, О резервном фонде НПФ
А на этом все, мои дорогие читатели! Заглядывайте почаще на мой блог! Я Вам всегда рада!
До новых встреч… До свидания…
P.S. «История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины»
Марк Туллий Цицерон
Здравствуйте!!! Не пойму… Я могу . ЗДЕСЬ ,задать вопрос???: по пенсии, по налоговым вычетам из неё, , Всем? : можно подавать декларацию, на возврат налоговых высчитов??? Почему ? Не компенсируется пенсия, в связи с инфляцией,где-то.с 2010года,как УЖЕ.участник НПФ
Добрый день! Можете задавать вопросы. Конечно, Вы можете подать декларацию для получения вычета, если для этого у Вас есть основания. Пенсию индексирует два раза в год, ежегодно.